Пятница, 19 апреля 2024

Племенная служба не дремлет

 

Племенная служба не дремлет

Об особенностях племенной работы в животноводстве Бурятии

В рамках цикла «Галерея фермеров» совместно с ИМЦ Минсельхоза Бурятии мы освещаем положение с развитием племенного скотоводства. Сегодня животноводы успешно занимаются разведением высокопродуктивных пород КРС, лошадей, яков и овец. Однако, есть и проблемные вопросы, на которые ответит Далай Галсанов, руководитель «Государственной племенной службы Республики Бурятия».

- Далай Цыдыпович, ваше учреждение появилось только в 2019 году?

- Тогда в республике назрела острая необходимость в её создании. Прежнее племенное объединение было ликвидировано ещё в 90-х годах, а животноводческие хозяйства работали на свой страх и риск. Какие-то меры поддержки племенного животноводства появились только с 2006 года. На содержание племенного скота стали выделять субсидии. С 2007 года в пределах 4 тыс. рублей на одну корову. А с 2019 года мы стали осуществлять всю деятельность по научно-методическому, технологическому, сервисному и информационному обеспечению племенного животноводства в Бурятии.

- Какие услуги вы предоставляете?

 - Наша служба непосредственно реализует государственную политику в этой области, и мы обеспечиваем весь комплекс селекционно-племенной работы. Совместно с учёными проводим бонитировку (определение продуктивных и племенных качеств животных путем оценки их по комплексу признаков) в племенных хозяйствах. Обучаем и курируем проведение искусственного осеменения, консультируем и сопровождаем покупку и продажу племскота. У нас заработала молекулярно-генетическая лаборатория, которая даст ощутимый эффект в улучшении и ускорении селекционно-племенной работы, убыстрит процессы создания новых типов и пород племенных животных.

- Далай Цыдыпович, в деревнях мельчает скот, нет поступления свежей крови.

- Минсельхоз стимулирует приобретение высокопродуктивных животных. При этом, 70 процентов стоимости производителей – быков, жеребцов и баран возвращается покупателю. В первую очередь, это конечно, фермеры и сельхозпредприятия. Частники могут организовать СПОК – потребительский кооператив и купить со[1]обща племенных животных. Есть определённый механизм поддержки, но сельчане должны самоорганизоваться. Некоторые районы, например Кижингинский и Окинский закупали племенных быков-производителей для сельских поселений, для улучшения продуктивных качеств животных. Хотя не все районы могут это сделать. Но, дефицит быков-производителей вполне можно решить. В племенных хозяйствах из-за отсутствия покупателей множество бычков отправляют на мясо. Можно разместить госзаказы племрепродукторам на выращивание быков-производителей или изменить некоторые меры государственной поддержки. Для абсолютного большинства ЛПХ и КФХ существует большая проблема, где содержать быков-производителей с осени до мая. Фермерам было бы выгодно брать быков в аренду на лето, рассчитываясь молодняком осенью. Арендодателями могут стать крупные племенные хозяйства, с налаженной системой кормопроизводства. Они могли бы стать районными или межрайонными откормочными площадками. И будут в больших объемах поставлять мясо переработчикам, которые в большинстве своём работают на привозном блочном сырье. Так же можно поступить и в овцеводстве, где ощущается острая нехватка породистых баран-производителей. Мы всегда готовы к сотрудничеству и наши двери открыты для всех, кто заинтересован в этом деле.

- А возможно ли искусственное осеменение?

 - Да возможно, молочники в первую очередь должны заниматься искусственным осеменением, преимущества очевидны. Но процесс требует от персонала и собственников очень ответственного подхода, иначе результата не будет.

- Какие племенные хозяйства есть ныне в республике и каких животных они разводят?

 - Крупно-рогатый скот представлен казахской белоголовой, калмыцкой, герефордской, симментальской, черно-пестрой породами, а также окинским яком. Мелкий рогатый скот это буубэй, бурятский тип забайкальской тонкорунной, эдильбаевской, монгольской, бурятской полугрубошерстной и агинской породами. Лошади в основном бурятская и русская тяжеловозная породы. Казахов разводят 10 хозяйств, калмыков 9 хозяйств, герефордов – 2, яков – один племенной репродуктор. Это всё мясные породы. Молочное направление представлено двумя хозяйствами в Кабанском районе. Лошадьми занимаются четыре хозяйства. Овцами – пять. Племенные хозяйства работают при наличии лицензии, которые выдаются Минсельхозом России сроком на пять лет. При этом вся работа хозяйств находится под нашим контролем. А все многочисленные формы отчетов мы ежегодно сдаем Всероссийскому НИИ племенного дела.

 - Какие породы крс, лошадей и овец наиболее востребованы?

- Все породы востребованы в определённых условиях. В таких зерносеющих районах как Кабанск, Бичура, Прибайкалье, Мухоршибирь, Тарбагатай выгодно содержать молочные породы крс и заниматься откормом бычков. А в Баргузине, Курумкане, Еравне, Баунте, Селенге и т.д., лучше развивать пастбищное животноводство. У нас традиционно осуществляют массовый забой осенью, а весной мяса на рынке не хватает. Сейчас некоторые животноводы стали откармливать скот зимой. А уже весной продают его по более высокой цене.

 - Но, стойловое содержание требует больших затрат?

- Да, теперь многие фермеры заготавливают корма (зеленку, сенаж, сено, солома) и занимаются откормом скота. За полтора года вес чистого мяса достигает 180 – 250 килограммов. На подножном корме, то есть при пастбищном содержании скот за зиму теряет вес, а весной начинает восстанавливаться. С летней нажировкой к полуторагодовалому возрасту не догонит в весе того сверстника, который стоял на откорме. Высоких результатов на откорме можно получить только с племенных или улучшенных помесных бычков, потому что у них гораздо больше потенциала роста, чем у беспородных животных.

- Далай Цыдыпович, что вы скажете об аборигенных породах домашних животных?

- Аборигенные породы – это наша история, они имеют много преимуществ. Но без селекции любая порода вырождается или поглощается. Скотоводство в Забайкалье исстари шло в мясном направлении и базировалось на кругло[1]годичном пастбищном содержании. Главными были качество мяса и экономическая эффективность. А чтобы было выгодно содержать местный скот, нужно увеличивать поголовье. Выигрывать за счёт количества, ведь у нас пустуют огромные пастбища. Аборигенный скот лучше приспособлен к местным суровым условиям, к которым адаптировался тысячелетиями. Он меньше болеет, что немаловажно в свете последних событий с эпидемией. Это наш золотой фонд, и мы всячески должны беречь и развивать его. Генетики утверждают, что в погоне за новыми породами все меньше остаётся аборигенных пород животных и в будущем мы можем остаться без носителей многовековой селекции.

- Казахстан активно закупает у нас лошадей. Радоваться ли этому?

- Для коневодов это дополнительный стимул для увеличения поголовья. Есть спрос, растет и предложение. А у нас есть большие резервы для развития табунного коневодства. Есть конечно и проблемы с потравами, многие табуны не уходят на летние отгонные пастбища. В Якутии стимулируют обустройство летних баз для коневодов. У нас при незначительных вливаниях можно было бы разгрузить от лошадей поля и сенокосы на лето.

- Кроме бурятской породы, вы говорили о русской тяжеловозной породе. Она мясного направления?

- У нас успешно занимаются её разведением. Также как бурятская порода она круглогодично на пастбище, при этом крупнее. Спрос на лошадей этой породы растет и поэтому ведем работу по увеличению количества племенных репродукторов по русской тяжеловозной породе. Мы работаем вместе с ВНИИ коневодства.

- Спасибо, Далай Цыдыпович, мы ещё вернемся к вашей теме.